Меню
Как нанимать
таргетолога в 2024 году?
Неграмотный таргетолог
"сливает" не только свою ЗП,
но и рекламный бюджет
Таргетолог (или Paid social manager) - должность непростая. Их не только мало на рынке, но и разброс знаний среди них очень большой. На эту должность могут откликаться не только специалисты по платному трафику из социальных сетей, но и недавние выпускники курсов успешного успеха, хитрые арбитражники, сммщики и директологи без знания таргета.

Я много собеседовал таргетологов и помогал нанимать в другие компании. Решил собрать свой опыт собеседования в статью, которая содержит тестовое задание и пояснение к ответам. Тест рассчитан на позицию миддл-специалиста.
В чём засада?
Для оценки выполнения тестового задания необходимы небольшие скиллы в аналитике, маркетинге и хотя бы базовое понимание таргетированной рекламы.
Наше интервью проходит в классическом формате "вопрос-ответ". Тут нет задач на работу с рекламными кабинетами, это просто беседа. Начинающий специалист будет отвечать весьма общими фразами, опытный же - будет уходить в подробности и собственные кейсы.
Как оценивать ответы?
Мне важна полнота ответа, подробности, которые будут произноситься. Специалист отличается от новичка опытом. И этот опыт претендент должен вам показать. Всегда можно и нужно задавать уточняющие вопросы: "В твоем опыте была похожая ситуация/кейс? Какие сложности были? Как ты их решал?". Очень круто, когда таргетолог показывает кейсы, даёт посмотреть на отчеты, рекламные кампании и креативы.

Излишняя лаконичность должна напрягать. Ей часто скрывают банальное незнание. Также будьте критичны к оценкам претендента своих знаний формулировками "базовые знания", "понимаю основы". Такими "основами" можно нахвататься просто прочитав по-диагонали статью в википедии. Значительно лучше будет, если претендент прямо скажет, что не работал с этим инструментов, но понимает, как он устроен - читал статьи, смотрел вебинары.

Но! Всегда есть замкнутые интроверты-профессионалы. Для них короткий ответ может быть нормальным, и это не вызвано тем, что они не разбираются. Скорее они подразумевают, что содержимое ответа очевидно. Попросите быть максимально подробным, пусть представят ситуацию, что вы заказчик с очень большим бюджетом. Но вы ничего не понимаете в диджитале, и пока не поймете - договор не подпишите.
Что нужно в обязательном порядке сделать перед тем как начать запускать рекламу для клиента? Какие подготовительные работы? Что посмотреть? Что проверить?
Здесь мы проверяем самые базовые знания человека. Знает ли он, что перед работой необходимо провести брифинг, узнать и согласовать KPI, проверить сайт и соцсети - подходят ли они для ведения трафика (работает ли на мобильных устройствах, скорость загрузки, работоспособность форм, наличие достаточной информации на сайте, наличие настроенных счетчиков аналитики и пикселей рекламных систем). Для соцсетей важно, чтобы было описание, публикации, контактные данные.
Как бы ты продвигал проект в сфере услуг, например, услуги ремонта квартир? Расскажи о стратегии, используемых каналах, форматах.
Узнаём опыт претендента в продвижении, вероятно, самой популярной тематике в бизнесе. Здесь достаточно много тонкостей, но вот самое основное: тестирование форматов LeadAds (есть во всех соцсетях), наличие коллтрекинга на сайте, оптимизация по цене квалицифированной заявки. Для этого необходимо проводить сверки данных рекламных систем и отдела продаж. Также хорошим плюсом будет, если таргетолог прослушивает звонки "некачественных" заявок для определения причины, так и вообще оценки отдела продаж. Среди креативов наиболее популярны "До/после".

В этом вебинаре рассказываю о лидформах.
Предположим, что к тебе пришёл проект в сфере остекление балконов, замена окон. У клиента есть сайт, соцсети, есть менеджеры по продажам с amocrm. Клиент просит, чтобы ты сделал ТЗ для внедрения максимально доступной аналитики. Расскажи в общих чертах, что нужно сделать?

Разбираемся насколько хорошо человек понимает аналитику. Есть сайт, есть соцсети, есть отдел продаж (очевидно с телефонами) и CRM. Необходимо решить простую аналитическую задачу - сделать систему, где можно оценивать результативность рекламных кампании до сделки.

Простой пример решения:
  1. Для рекламных систем необходимо использовать UTM-метки (идеально - динамические метки).
  2. В соцсетях также все ссылки на сайт промечаем метками (достаточно статики).
  3. Для сайта используем коллтрекинг (статика/динамика в зависимости от рекламной активности).
  4. Устанавливаем Яндекс Метрику и, возможно, Google Analytics на сайт. Настраиваем цели. Можно настроить проброс расходов и сделок (после этого пункт 6 уже и не так важен).
  5. В CRM необходимо проверить корректность аналитики сделок (нужны UTM-метки).
  6. Все данные можно свести в таблицы и/или визуализировать в DataLens.
На каждом из этапов можно спрашивать, делал ли это претендент, как выглядит процесс внедрения и так далее.
К тебе пришел интернет-магазин fmcg товаров. Рекламные бюджеты - 700 тысяч рублей в месяц. Клиенту важно работать по-белому и возвращать НДС. Расскажи, какие рекламные каналы ты бы задействовал, какие цели рекламных кампаний использовал. Набросай медиасплит (сколько бюджета в каждый канал ты бы выделил в первый месяц работы).

Работа с интернет-магазинами отличается от продвижения услуг. Вопрос также хорошо даёт понять, есть ли опыт работы с этой отраслью.

Чтобы возвращать НДС нужны обязательно закрывающие документы. Их удобнее получать, работая через посредников. Можно и напрямую с кабинетами, но могут быть сложности с оперативностью получения.

Если говорить о каналах таргетированной рекламы, то на выбор у нас: старый и новый кабинет VK (Рекламный кабинет PRO и VK Реклама), плюс Telegram Ads. Главный инструмент - динамический ретаргетинг для VK Рекламы. В Telegram Ads можно тестировать сегменты big data через Маркетолог PRO (отдельная "оболочка" Telegram Ads).
О зарплатах
Таргетолог с небольшим опытом (так называемый джун) в Москве может получать 50-70 тысяч рублей на руки. Мидлы - таргетологи с опытом - порядка 100-120 тысяч рублей. Максимально прокаченные спецы - от 150 тысяч и выше.
Интернет-магазин согласился работать с вами. Расскажи об отчетах, которые ты будешь предоставлять клиенту. Как часто? Что в них будет содержаться? Если есть уже готовые шаблоны - покажи их.
Отчеты решают несколько задач: как чисто коммуникационные, так и дают оценку эффективности рекламных кампаний, каналов, конкретных креативов. Опытный таргетолог обязан делать отчеты. И у человека с опытом уже есть, что показать в этом плане, например, шаблоны этих отчетов.

Я бы оценивал не только сами отчеты, но и процессы:
  1. Как часто отчеты надо готовить (ежемесячно, еженедельно, ежедневно - идеально все из представленных).
  2. Как отчитываться по выполнению конкретных задач (например, задействуя таск-менеджеры).
  3. Какие метрики содержатся в отчетах.
  4. Насколько они читабельны.
  5. Предлагает ли таргетолог визуализации через bi-инструменты.
Плюс претенденту, если он предложит несколько вариантов для разных "потребителей" отчетов: для себя, маркетолога и генерального директора.
Какие источники ты ежедневно читаешь? Дай ссылки на твой топ-10. Коротко расскажи почему каждая ссылка в этом топе находится.
Если диджитал-специалист не учится постоянно, то его знания очень быстро устаревают. И это хороший вопрос, чтобы понять, насколько человек "в индустрии". Он может читать специализированные сайты, телеграм-каналы, группы в социальных сетях. Обычно они разделяются по специальности: есть ресурсы для сммщиков, директологов, аналитиков, таргетологов. И если интервьюируемый с трудом может назвать 2-3 сайта, и называет при этом ресурсы для сммщиков, мне очевидно, что он далек от профессионализма.

Хорошие ресурсы для таргетологов по ссылке.
Вывод
Эти вопросы хороши, но не стоит полностью на них полагаться при выборе сотрудника. Важны не только хард-скиллы, но и проактивность, коммуникационные качества человека, соответствие его характера настрою всей команды. Стоит смотреть на то, хочется ли вам общаться с человеком, интересен ли он и так далее.