Меню
СОБЕСЕДОВАНИЕ
Каверзные вопросы на собеседовании таргетологов и директологов
Собеседование - процесс непростой. Соискатель волнуется, а интервьюер не знает какие вопросы задавать и вообще, как понять, что перед ним нормальный работник. В статье подобрал 12 вопросов, отлично подходящих на собеседовании специалиста отдела интернет-маркетинга, добавил логику ответов, "красные" и "зеленые флаги".

HR тут - сотрудник отдела human resource компании.
Тимлид - руководитель группы, непосредственный руководитель.
1. Почему ушли с предыдущего места работы?
Как часто задают такой вопрос?
Постоянно. Спрашивают и HR и тимлиды.
Что хочет узнать работодатель?
Сам факт ухода с работы никого не напрягает, если конечно такие уходы не случаются очень часто (смена работы раз в год и чаще - уже красный флаг. Если вы меняете работу раз в 2-3 года - всё ок.) Суть вопроса - понять почему вы ушли и попробовать определить те причины, о которых вы не хотите говорить или сами не знаете, что они у вас есть. Это может быть высокая конфликтность человека, отсутствие мотивации (пассивность в работе), слабые хардскиллы или отсутствие дипломатичности, что можно иначе назвать “не выносить сор из избы” - то есть, перекладывание ответственности на других людей и прочее.
Верная логика ответа.
Допустимые причины ухода из компании: специалист “вырос”, хочет новые задачи, а в текущей компании таких возможностей нет. Вы решили переехать в другой город, организация закрылась.
Что недопустимо.
Не стоит рассказывать, что был конфликт с начальством или коллегами - работа всегда требует взаимодействия и умения этих конфликтов избегать или решать. Не в коем случае нельзя рассказывать неприятную “внутрянку” предыдущего работодателя: недоплаты, переработки и подобное - текущий работодатель сразу поймёт, что вы также будете и про него рассказывать в будущем. Как бы не сложились обстоятельства на предыдущей работе, будьте дипломатичны. Ну и не нужно откровенно врать, так как хороший HR\рекрутёр не постесняется связаться с предыдущим работодателем для проверки ваших слов.
2. Были ли случаи, если вы не соглашались с задачами/командой? Как всё решалось?
Как часто задают такой вопрос?
Достаточно часто такой вопрос задают HR, иногда тимлиды.
Что хочет узнать работодатель?
Ваши софтскиллы. Как вы умеете взаимодействовать в команде, как будете себя вести в сложной ситуации, как будете себя вести в конфликте. Умеете ли вы отстаивать свою позицию.
Верная логика ответа
Если ваш опыт работы больше года, то такие ситуации у вас должны быть 100%. Если нет - значит вы очень мало работали в команде. Как правильно решать такие ситуации? Во-первых, быть корректным и вежливым. Во-вторых, аргументированно отстаивать свою позицию. Представить факты, которые подтверждают, что вы правы, предложить разные варианты, как иначе решить задачу, чтобы выполнить план.
Что недопустимо
Как понятно из верной логики, недопустимо оскорблять членов команды, даже если они не правы, вести себя надменно, излишне эмоционально. Пытаться продавить свою идею “через голову”, не пытаться аргументировать свою позицию.
3. Приведите пример неуспешного кейса
Как часто задают такой вопрос?
Достаточно часто такой вопрос задают тимлиды
Что хочет узнать работодатель?
То, насколько вы умеете рефлексировать свои провалы, определять их причины; то, как вы ведете себя, столкнувшись с трудностями, как решаете возникшие проблемы. Плюс, самое важное - умеете ли вы признавать свои ошибки.
Верная логика ответа
Привести пример пару неудачных кейсов, рассказать о том, что именно их вызвало, какие ошибки вы допустили, как разрулили ситуацию. Что важно - как поменяли подходы в работе, чтобы не допустить новые ошибки.
Что недопустимо
“Я слишком крут, у меня не бывает провалов” - сразу такой человек пойдет лесом. Чем больше опыт - тем больше провалов, мы на них по факту этот опыт и нарабатываем. Плохой пример ответа - тот, где вы не можете указать причины проблемы, её последствия, нормально сформулировать свои действия, как изменили процессы работы после рефлексии.
4. Вы решаете задачу, но коллега не сделал свою часть - как вы подойдете к решению ситуации
Как часто задают такой вопрос?
Обычно спрашивают джунов/миддлов как HR так и тимлиды.
Что хочет узнать работодатель?
Как вы умеете работать в команде. Ситуации, когда из-за одного человека “провисает” работа других - вообще не редкость, поэтому нужно уметь следить за таймингами проекта, уметь “защищать” свой проект, корректно отстаивать свою точку зрения, знать, к кому пойти, если “дипломатические” методы не работают,
Верная логика ответа
1. Отслеживаем статусы задач.
2. “Добрый полицейский”. Пингуем, далее уточняем в чем сложность (может задача непонятна или сам сотрудник ждёт другого "зависшего"), уточняем загрузку задач и приоритеты (может человека загрузили до Нового года и все задачи от СЕО), узнаем, кто может подменить человечка.
3. “Злой полицейский”. Если все “добрые” решения не помогли - идём к своему тимлиду. Идём оперативно, до срыва всех ваших сроков и провала проекта.
Что недопустимо
Недопустима агрессия и игнорирование проблемы - “он косячит, ему и отвечать”.
5. Приведите пример вашего успешного кейса
Как часто задают такой вопрос?
Частый вопрос как от HR, так и от тимлидов
Что хочет узнать работодатель?
Оценить опыт: вертикали (отрасли) проектов, которыми вы занимались, бюджеты, особенности.
Верная логика ответа
Привести 2-3 кейса, объяснить, что за бизнес, какие были задачи, бюджеты, если проект под NDA, то некоторые "диапазоны". Чего добились, выполнили ли задачу, какие сложности были по ходу работы.
Что недопустимо
"Я продвигал Озон в ВК! Хорошо продвигал. Прям много продаж было! А сколько не помню, и что конкретно тоже забыл, давно было - в прошлом месяце".
6. Как вы планируете своё время
Как часто задают такой вопрос?
Достаточно часто спрашивают в агентствах
Что хочет узнать работодатель?
Умеете ли вы работать в формате многозадачности и аврала, что часто бывает в агентском бизнесе. Хороший специалист планированию времени и задач всегда уделяет внимание.
Верная логика ответа
1. Рассказать какой таск-трекер используется, как оцениваются задачи по времени, как планируется неделя.
2. Рассказать, как расставляются приоритеты
3. Добавить, что приходится делать, если задач слишком много.
Что недопустимо
“Всё держу в голове и ничего не забываю” - отличный показатель, что человек никогда не работал с высокой загрузкой.
7. Какие агентства на рынке вы знаете?
Как часто задают такой вопрос?
Я - постоянно! Притом потенциальному сотруднику любого грейда (уровня).
Что хочет узнать работодатель?
Насколько соискатель понимает рынок, как он в нём ориентируется. Этот вопрос потенциально показывает кругозор человека. Вопрос также подходит для собеседования с аккаунт- и sales-менеджерами.
Верная логика ответа
Перечислить 3-5 агентств на рынке: сетевых и специализирующихся на каком-либо направлении. Можно добавить, что вам в них нравится, их успешные кейсы. “У Adventum классная экспертиза в аналитике и недвижки, смотрел их выступление на матемаркетинге”.
Что недопустимо
"Не интересуюсь, не знаю, что такое “агентство”?"
8. Какие мероприятия вы посещаете. Какие источники вы читаете?
Как часто и кто задаёт такой вопрос?
Хороший специалист, даже если у него мало опыта, старается учиться, читать статьи, смотреть вебинары и посещать разные мероприятия (хотя бы онлайн). Этот вопрос нужен, чтобы понять, есть ли в голове у собеседуемого что-либо, кроме базовых онлайн-курсов.
Что хочет узнать работодатель
Занимается ли кандидат самообучением, насколько он заинтересован в своём развитии. Кем он себя видит, как в классическом вопросе, через год, два года или даже больше.
Как правильно говорить
Перечислить онлайн и офлайн мероприятия, дать по ним небольшое ревью. “Офлайн-мероприятия редко посещаю, так как в нашем Воронеже их не так много, но онлайн - активно. Например, смотрю вебинары еламы, конференции ройстата и колтача. У еламы всегда всё по делу, ройстат - хорошо подбирают спикеров, и темы там сложные. Колтач - больше про тусовку и так далее.
Что недопустимо
"Ну…. аааа…. не было времени… я реклама запускать.. я учиться не могу…"
Данная статья изначально была опубликована в моём бусти-аккаунте. Кроме того, там еще есть и аудио-каст с комментариями по поводу собеседования. Подписаться можно тут.
9. Если вы понимаете, что ваша рекламная кампания слила клиентский бюджет, как вы поступите?
Как часто и кто задаёт такой вопрос?
Хороший вопрос от непосредственного руководителя. Задают умеренно часто.
Что хочет узнать работодатель
Во-первых, то насколько вы сознательны в работе. Признаете ли вы свой факап или попробуете переложить ответственность на коллегу/команду или на самого клиента. Во-вторых, что вы будете делать-то? У любого спеца с опытом мидл и выше подобные кейсы были, поэтому вопрос хорошо проверяет достоверность вашего декларируемого опыта.
Как правильно говорить
По шагам. Для начала, проверить, действительно ли мы слили бюджет, дело ли в нашей кампании, по каким причинам это случилось (неверные таргетинги, невыставленные лимиты и так далее). Проверить, нет ли аналогичной проблемы с другими вашими кампаниями. После подумать, насколько велика проблема - можно ли “свести” баланс в ноль или плюс за счет остатков бюджета - то есть реально ли выполнить план по лидам/продажам на других кампаниях. Далее составить оперативно (очень оперативно) план исправления и идти к тимлиду.
Что недопустимо
Искать способы свалить всё на действия инопланетян, погоду, коллег, уборщицу клиента (которая залезла и устроила диверсию). Также бежать жаловаться к тимлиду без какой-либо конкретики и плана исправления ситуации.
10. Что не хватает в функционале рекламной системы?
Как часто и кто задаёт такой вопрос?
Не часто, но вопрос хороший. Задать его может тимлид.
Что хочет узнать работодатель
Вопрос по хардскиллам. По нему можно оценить, разбирается ли кандидат в особенностях рекламного канала, также на сколько он “в теме” последних обновлений. Главное тут, чтобы сам спрашивающий разбирался, но никто не мешает подключать для собеседования сениор-специалиста.
Как правильно говорить
Дать несколько аргументированных тезисов, хорошо будет, если это будет не просто перечисления проблем, а еще и кейсы. “Продвигал недвижку, в ВК Рекламе не хватает возможности из коробки отправлять заявки сразу в crm по апи”.
Что недопустимо
Выдумывать проблемы, так как обычно такой вопрос задаёт человек опытный.
11. Если клиент предлагает дурацкое решение, что вы сделаете?
Как часто и кто задаёт такой вопрос?
Редко, а вот и зря. Ситуация частая, смешная и грустная одновременно. Задавать сей вопрос должен тимлид.
Что хочет узнать работодатель
Этот вопрос коварный. Каждый более менее опытный спец сталкивался с похожим, когда тебе говорят делать что-то бессмысленно-дурацкое. Ты понимаешь, что из этого ничего не выйдет, но человек с деньгами очень хочет. Работодатель по этому вопросу может понять, насколько вы честны, как вы умеете доказывать свою точку зрения, насколько вы в курсе реальных отношений “Заказчик”-”Исполнитель”.
Как правильно говорить
Можно идти по алгоритму: разбираюсь, почему заказчик начал придумывать идею, что вообще не так? Может мы план не выполняем или заявки плохие? Далее удостоверяюсь, что его решение дурацкое. Следом, собираю аргументированный ответ, почему это не сработает и иду общаться с заказчиком + приношу свои идеи, которые могут реально повлиять на результат кампаний. Если заказчик упирается, то предупреждаю о его ответственности.
Что недопустимо
“Ну, это его же деньги? Мне то какая разница?"
12. Как выглядит процесс старта работы с клиентом? Сколько времени занимает каждый этап
Как часто и кто задаёт такой вопрос?
Часто задаёт тимлид джунам и неуверенным миддлам.
Что хочет узнать работодатель
Понимает ли соискатель вообще процесс работы с заказчиком, какой у него реальный опыт, понимает ли он, что нужно спрашивать, что делать, сколько времени закладывать, с какими проблемами можно столкнуться и так далее.
Как правильно говорить
Подробно. Это главное. Распишите по шагам. Как брифуете клиента, как согласовываете задачи, получаете доступы, проверяете (!) доступы, договариваетесь о процессах (согласования креативов, отчетность, пополнение бюджетов, созвоны) и так далее.
Что недопустимо
“Ну деньги присылают, а я запускаю!”